ЛЮК  #8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА

АЛЕКСАНДР НИКИТИН

ДМИТРИЙ ПУСТОВАЛОВ

 

KIR (продолжение "Мещёрского континента. Начало в №3,4,7, полная версия - тут)

 

 

 

 

 


 

Внимание! Объективность иллюзорна! В свете вышесказанного, убедительная просьба воспринимать всё нижесказанное, как исключительно личное мнение автора, с которым не только можно, но и нужно не соглашаться. Каждый, кто о чем-либо говорит или рассуждает, думает об этом ТАК только в данный момент – в момент рассуждения. Как не бывает двух совершенно одинаковых песчинок в пустыне, так не бывает двух одинаковых мгновений на нашем жизненном пути. Калейдоскоп иллюзий бесподобен!

 

Эстетские Хроники (Одиозн.)

 

                Ну вот, а теперь здравствуйте, читатели некого печатного издания под названием «Люк»! Ввиду того, что поток претензий к содержанию «Люка» не уменьшается, хочется отослать всех, кто таковые имеет, к предисловию в пятом номере. От сказанных там слов я не отказываюсь. По моим представлениям, основное, что вам не нравится, это «несочитаемость» публикаций в рамках одного выпуска. При этом в пример ставится первый выпуск, как якобы «идеальный» по своей подборке. Я совершенно не намерен казаться скромным, но первый выпуск еще не был «Люком». Кому, как не вам, друзья мои, знать, что материал тот публиковался, как собрание текстов песен. Первый выпуск – это своеобразная прозрачная лента, которая присутствует в начале каждой аудио или видеокассеты.

                Всё было бы совсем плохо, если общее мнение складывать только из отзывов самых близких друзей. Такие отзывы носят зачастую пристрастный характер. Но они сами выбрали себе это право и активно им пользуются. Кстати, пристрастное отношение к творчеству – приоритет не только нашей компании. Характерный пример – концерт в московском клубе «Факел». Первого мая 1998 года там выступали различные творческие личности, в том числе и группа авторов под общим названием «Творческое объединение «ВОДОСТОК». Привожу выдержки впечатлений нашего «спецкора», побывавшего на упомянутом мероприятии:

«…УРА! УРА! Пришла очередь наших! Что самое возмутительное и непростительное, во время выступления Водостока и К° народу в зале было маловато. И дело тут не в выступающих. Просто, как только очередной артист заканчивал выступление, он пулей вылетал из зала, хватал пиво и подолгу слушал комплименты и хвалу своей группы поддержки. Про то, что какой-то там ещё народ что-то там поет… они забывали напрочь… Это явственно проявилось [когда выступала] группа «Монополия». Трое симпатичных молодых людей [видимо наш «корреспондент» к завершению концерта несколько устал от обилия творческих излияний, т. к. «симпатичных молодых людей» в действительности было двое], принимавших участие в данном музыкальном проекте, всё время перед своим выступлением с хмурым видом бродили по улице. Иногда они поспешно забегали внутрь, но тот час же выбегали обратно, убедившись, что их очередь ещё не пришла…

Самым благодарным слушателем, как ни странно, оказалась бабушка вахтерша, время от времени закатывавшая глаза и голосившая от удовольствия.

P. S. «Люк»  она прочитала от корки до корки».

А сейчас хотелось бы обособиться от мнений близких друзей и сказать об отзывах, слышанных мной от людей, случайно прочитавших наше издание. Самое интересное, что все они в числе запомнившихся назвали почти каждого автора, публиковавшегося на страницах «Люка». Это лишь подтверждает слова о том, что каждый в творчестве других находит что-то свое, близкое. Так что если чувства наших авторов были донесены хотя бы до одного и приняты хотя бы одним читателем – значит всё было не зря.

Ну а самые многочисленные положительные отклики вызываются творчеством нашего, всеми любимого, незаменимого Кира. Причем, одинаково, как поэтическая так и прозаическая («Мещерский континент») его сторона. Кстати, тех, кто ждет близкого завершения «мещерского нашествия», вынужден буду огорчить: судя по тому, как разворачиваются события, конца не будет еще очень долго, а точнее – никогда, хотя путешествие закончилось более двух лет назад. Но сегодня вас ждет достаточно длинное продолжение, с появлением новых  очень симпатичных персонажей.

 

*     *     *

                Теперь мне хотелось бы поговорить о реакции человеческого сознания на то, что зовется творчеством. Я считаю, что несколько некорректно или, опять же, необъективно говорить об этом с позиции «нравится – не нравится». Можно вести речь о восприимчивости (а может быть о понимании ???) к данной музыке или стихам. Ведь недаром же можно часто слышать: «Я это не воспринимаю». Он не говорит: «Мне не нравится», а именно, что он не воспринимает. А эта самая восприимчивость формируется в течение всей жизни. В детстве нам легче воспринимать (понимать) всё, так называемое детское – детские песенки, стишки и т. п.

                В своих рассуждениях невольно приходится делать акцент на музыкальном творчестве, как одном из самых распространенных в современном обществе. Ведь музыка проникла во все уголки нашего бытия. (Меня она прямо-таки опутала).

                Конечно же, немаловажную роль (к сожалению)  в формировании восприятия играют чисто бытовые условия. Детское сознание до 10-12-летнего возраста впитывает окружающий мир, как губка воду. И в соответствии с тем, что в него «впиталось», формируется  индивидуальное мировоззрение и мировосприятие. Хотя нет – всё это формируется, конечно же, в течение всей жизни, приобретая новые формы от пережитых событий. Но основные корни, которых мы всё время придерживаемся, прорастают вначале. И, чем глубже они прорастут, чем крепче они, тем сложней человеку обособиться от своих пристрастий и попытаться принять что-то новое.

                К примеру, ваш покорный слуга склонен испытывать тягу к тяжелой музыке (doom), но совсем не равнодушен к классике. Причем не только к симфонической, но и к классике рока, арт-рока. В то же время, мне бывают интересны новые проекты, среди которых находятся достойные экземпляры.

                В общем-то всё, что здесь сказано относительно музыки, применительно и к писательскому творчеству. Тот же «корневой» принцип. Думаю, что какой-нибудь истинный поклонник классической русской поэзии (Пушкин, Лермонтов), вряд ли должным образом сможет воспринять творчество Бродского или Евтушенко, хотя они получили не меньшее признание, чем их коллеги из прошлого века.

                Таким образом, «слабость» и «поверхностность» корней главного редактора «Люка» привела издание к нынешнему состоянию.

 

*     *     *

                За время существования «Люка» в его адрес пришло два письма: первое критическое, второе – радостное и вдохновенное.

                Критическое было направлено лично главному редактору, но почему-то, после прочтения мной сей корреспонденции, автор забрал свое письмо назад, в связи с чем я не смогу процитировать некоторые интересные его места. Скажу лишь, что суть сводилась всё к той же несовместимости материалов в рамках одного выпуска и к отсутствию единой концепции. Особенно сильным нападкам подвергся четвертый выпуск.

                Вынужден еще раз повторить, что буду продолжать гнуть свою линию и дальше в том же духе. Но совершенно не из-за какого-то там принципа. Просто так получается. А если получается, зачем нужно что-то менять?

                Вы резонно можете заметить: «А вдруг по-другому получится еще лучше?» - может быть, но значит время для этого пока не пришло.

Кстати сказать, еще одним важным фактором для восприятия творчества является время и место. Оптимальный вариант – находиться в полном одиночестве, когда тебя ничто не отвлекает и не «давит на мозги». Только тогда в полной мере можно ощутить прекрасное несовершенство, заключенное в творении.

Но сейчас, когда всё меняется с калейдоскопической быстротой,  сложно на чем-то остановиться, за что-то зацепиться, поймать нить Ариадны в лабиринте… как оказывается, пустоты. Погоня за модой уже обгоняет, по-моему, саму моду. Отсутствует та самая естественность, благодаря которой классика становится настоящей классикой.

Ну и конечно – Г О Р О Д !  Город – это рутина, это моральная смерть.

Вот мысли человека, живущего в современном городе:

 

Тревог и скорби цвета неба

В Москве пробудет до весны.

Здесь черти празднуют победу,

Здесь не разводятся мосты.

 

И старят и сутулят плечи

Чудовища жилых домов.

К чему бессмысленные речи

Безумных и квадратных лбов…

 

Эта цитата  из второго письма от неизвестного корреспондента, которому, по его словам, очень нравится то, что мы делаем. Если принять во внимание процитированные строфы, мне кажется, что человек нашел на страницах «Люка» что-то созвучное со своим настроением, либо прямо противоположное, что его должно быть расшевелило. Но так как и того и другого на наших страницах было предостаточно, сложно сказать, чем именно Вы прониклись, милая леди (судя по почерку, письмо всё-таки от девушки).

 

*     *     *

Но отрадно, что встречаются еще на этой земле люди, творящие что называется «не от мира сего». Не хочу долго распространяться на эту тему, во избежание возникновения очередных обвинений в необъективности (ха-ха). Короче говоря, OXO FOREVER!!!

*     *     *

                Ну вот, в общем и все, так названные, хроники. Если Вы дочитали до этого места, значит Вы что-то об этом думаете. И если у кого-то появится желание высказать свое мнение, то всегда к вашим услугам наш почтовый ящик (в первую очередь это относится к тем, кто не имеет с нами прямой связи). Пишите. Бумага всё стерпит…

Эхо

 

СВЕТЛАНА ВОЛКОВА

(г. Королев)

 

О поэтах  или  Эпитафия №2

Поэта дар завиден, путь - не вечен, -

Он - дикий зверь, с известной долей мазохизма, -

Сию секунду мертв, - когда в прицел замечен,

Пропустят, - сдохнет сам, - от   э г о и  з м а!

 

Мысль о признании, - гнетет, как самозванство,

Так творчество изрыто самоедством,

“ Я не поэт, - страдаю графоманством”, -

Произношу, с предательским кокетством...

 

Сижу в кустах и мрачно наблюдаю,

За раздражающей мой слух и зренье бойней,

О жарких схватках с критиком  мечтаю...

Но от прицелов в стороне... Спокойней...

 

P.S.  Но пусть друзья вздохнут, когда надгробною скульптурой

Меня раздавят прозаичные грехи:

Ты, Волкова, была конечно дурой,

Но были же приличные стихи...

1998 г.

 

 

Л ю б о в ь.

В дар Евгению Владимировичу Заливочкину

 

Люблю Тебя я преданно и нежно, -

Никто кроме тебя! И в мыслях только ты!

О встрече каждый миг я думаю с надеждой, -

Лишь о тебе всегда мои мечты!!!...

 

О Пиво! Песнь свою я о Тебе слагаю!

О Пиво! Ты слова признания прими!

О Пиво! как хвалить Тебя не знаю,

Стихи сии Тебе я посвящаю, -

Будь вечно и для нас себя храни!

.........................................................

И все ж я повторюсь! И вновь начну сначала!:

О Пиво — б у д ь!!!!!     (Теперь я все сказала!)

 

 

         

 

 

      Герой нашего времени

       (или новые похождения Фродо Бэггинса    

в подмосковной  лесопарковой зоне...)

/поэма/

I

По долинам и по взгорьям

Мы идем тропой заветной,

Мы несем с собою луки

И эльфийские клинки:

Трепещи поганый Мордор!

Саурон дрожи от страха!

Верный меч в руке не дрогнет,

Мы отличные стрелки!

 

Напевая эту песню,

Наш герой в плаще зеленом,

Пробирался в гущу леса, -

С жаждой битвы на лице!

Боевым кричал он кличем,

Собирая под знамена

Всех, кто был не равнодушен,

К толстой книжке о кольце...

 

Он размахивал дубиной,

Нагоняя дикий ужас

На прохожих мимо орков,

Обратившихся в людей, -

Орки с визгом разбегались,

Не желая почему-то

В честной битве убедиться

В утопичности идей!

 

Одного догнал он все же,

Приложив немало прыти, -

Он его заметил сразу,

Не взирая на туман!

И под пытками созналась

Эта мерзкая зараза,

Что его послал какой-то

Гад, по кличке “Саруман”

 

Победитель, торжествуя,

Отпустил великодушно,

Орка пленного на волю

Надавав ему пинков,

Жалкий трус бежал с позором, -

Он отделался испугом,

Не считая пары-тройки

Здоровенных синяков.

                              

II

И до Мордора наверно

Наш герой дошел бы точно,

Всех врагов бы уничтожил

Он с паролем “Элберет”

И всему бы Средиземью

Он добыл почет и славу,

Если бы не подкативший

Сзади белый драндулет!

 

Мы прервемся ненадолго,

Ради паузы рекламной,

Восхваляя неустанно

Храбрых, доблестных врачей!

А не то бы миллионы

Мирных граждан пострадали

От таких вот, блин, героев,

Стрел эльфийских и мечей!

 

Наш герой очнулся быстро,

Огляделся и увидел:

Эльфы в белых одеяньях,

Рядом Гендальф - белый маг.

Тот ему с улыбкой молвил:

“Ты не бойся, милый Фродо!

Ты у Элронда, мы эльфы,

Побежден тобою враг!”

 

В заключении добавим:

“ НЕ ЧИТАЙТЕ ДЕТИ СКАЗОК!

И РОМАНОВ И РАССКАЗОВ

НИКОГДА И НИКАКИХ!!!

Книжки все сжигайте в печке,

Не жалейте их, ребята! -

Ведь доподлинно известно -

ВСЕ НА СВЕТЕ ЗЛО ОТ НИХ!!!”

 

20.01.98г.

                                               

 

                                                  

 

К.В.В.

Признание

  /с веселым приветом/

 

Ах, Боже мой, как все  перемешалось,

Как спутались великие слова!

Я, сударь, Вас люблю! Я Вами восхищаюсь!

И полнится безумьем голова!

Прекрасны Вы как сорок Аполлонов!

Как двадцать Цицеронов Вы умны!

И будь я  Богом, - сотню царских тронов,

Я предложила б Вам, король “Моей страны!”

Пусть я не Бог, но все же с замираньем

Сердечным на колено  припаду,

И ключ вручу Вам от своих страданий,

Души врата открою и уйду, -

Коль Вы не захотите быть со мною, -

Я не могу неволить Вас ничем! -

И истекая раненой душою,

Я скроюсь в мрак сонетов и поэм!

 

О нет! - Я с этой мукою не справлюсь,

Мне страшно думать о такой беде,

Признайтесь, я хоть чуточку Вам нравлюсь? -

Неужто в Вас  не “ёкнуло”  нигде?

Да! Вы не тот, кто снился мне ночами,

Сердечный ритм на такты разбивал,

И в комнате, уставленной свечами,

Свою Джульетту страстно целовал!

Так обломайтесь! - Я Джульетты старше!

И Вы, мой друг, Ромео не в пример,

Для Вас , My Love,- я только секретарша

А, Вы,  Mon Cher, - банальный инженер!

март 1998г.

 

                                        О С Е Н Ь

И снова дождь и капельки на стеклах,

И снова ночь и некуда бежать,

Я, кажется, внутри уже промокла, -

В воде так трудно легкими дышать...

 

Как никогда мне хочется согреться,

Простого и уютного тепла,

Но никуда мне от себя не деться,

И слезы на поверхности стекла...

 

Так плачет осень, в путь последний провожая лето, -

Весь подоконник грустью залило...

Я жду осеннего холодного рассвета,

Вдавившись в мокрое, простывшее стекло...

сентябрь 1996г.

                          О С Е Н Ь  II  

Как глупый жаворонок на снегу лежит,

Холодным ветром северным убит,

Так в полузабытьи и полусне -

Лежу в бреду на белой простыне...

 

Он тоже слышал крик призывный стай:

“Чудак, зимой замерзнешь, - улетай!

Останешься один - умрешь, глупец! -

Теперь ты мертв, мой маленький певец...

 

И я одна и ни души вокруг,

Пытаюсь петь среди коварных вьюг,

Но сердце выстывает на ветру

И, верно, станет льдинкою к утру...

 

Ведь было же известно наперед -

Прийдет зима, но мил запретный плод!..

Ах, если б мне со всеми улететь....

Да так хотелось осень посмотреть!

 

Но теплые осенние деньки

Прекрасны столь же сколь и коротки.

И крик мой камнем канул в пустоту, -

Я падаю, замерзнув на лету...                             

19.06.98г.

 

 

В О С Х О Ж Д Е Н И Е

Подавив очередной приступ,

Прогрессирующей тоски,

Бросив на землю уже бесполезные крылья,

Он зубами хватался за выступ

Полуистлевшей доски,

С выцветшей биркой “ЛЮБОВЬ”,

И припиской ”БЕССИЛЬЕ”...

 

И “ЛЮБОВЬ”  ползла под руками,

Оставляя занозы разлук,

Но он крепко держался стараясь не думать - как зыбко,

Продвигался вперед, истекая стихами

Смертельно исколотых рук

И срывался опять,

В сотый раз умирая с улыбкой...

 

Сколько было нелепых смертей,

Но он вновь воскресал по утрам,

Каждый раз забывая о предыдущем рожденье,

Разгоняя последних гостей,

Сунув голову в ванну под кран,

Возвращался назад,

Чтобы вновь совершать “восхожденье”...

 

И в разбитых руках,

Распластавшись на мокрой  земле,

Спрятав голову в листьях,

Как в желтой пуховой подушке, -

/Пульс метался в висках,

Сатанея в осеннем тепле/,-

Он сжимал пустоту,

Как ребенок сжимает игрушку...

14.10.98г.

 

 

*     *     *

Е.Н. и  К.В.

 

Дым от заводских труб, -

Унылый пейзаж, -

Нам бы день продержаться,

Да ночь простоять,

А завтра... Глядишь, да кончится лето...

Кровь сочится из губ, -

Это рвались наружу слова,

Разбиваясь о стенки иллюзий и снов,

И стуча по вискам - разрушительной силой кастета...

 

Мы с тобой еще верим в наших общих богов,

Но давно уже молимся им - в разных углах.

Просто стало трудней верить в искренность слов,

Если даже глаза твои лгут, -

Так какой тогда смысл искать правды в словах?..

 

Полу живем – полу спим, -

Мелких радостей свет

Тонким пламечком льдинки

Продрогшей души согревает...

Слушай, давай улетим,

Нам бы только повыше подпрыгнуть,

Только друг друга понять...-

Во сне и рожденные ползать летают...

июнь 1998г.

 

.                                                                                                            

*     *     *

Для меня не откроются двери,

Не увижу покоя нигде, -

Если б было хоть зернышко веры, -

Я могла бы ходить по воде...

 

Мне прийдется бродить по дорогам,

Мне прийдется вздыхать в поездах,

По душевным томиться острогам,

Задыхаться в больших городах!

 

Там на цыпочках бродят Сомненья,

Безразличье в домах там живет,

Необузданное Вожделенье душит разум,

Вздохнуть не дает.

 

А пока не закроются веки,

Болью память не вздрогнет моя, -

Буду помнить о том человеке

Строчки чувств трафаретом кроя...

 

Я взломаю дубовые двери,

Я Неверье распну на кресте

И свою белокрылую Веру

Обрету от конца в полверсте...

1996 г.

  

 

С к а з к а

Мой старый замок рушится зачем-то,

Огонь в камине больше не пылает,

Мой рыцарь верный заколдован кем-то,

И пес мой мертв, он больше не залает...

 

И стены старые покрыла паутина,

А стекла выбиты шальным дождем вчерашним,

И лишь на старой смазанной картине -

Огонь горит, как в очаге домашнем...

 

Поля заснеженные, - зимняя равнина,

Иду куда-то... Не остановиться...

И белая, как снег ,несется мимо, -

Уставшая от бега кобылица...

10.04.96г.

 

 

Л Е Н Ь

В моих глазах мелькают кадры встреч,

Я так хочу куда-нибудь отсюда, -

Чтоб был очаг или хотя бы печь-

Хочу простого, рядового чуда!

 

А на душе - не то чтобы печаль,

Но как то мерзко и почти тоскливо, -

Любовь моя, как клееный хрусталь, -

Стоит в шкафу, но как-то не красиво...

 

И не меняется убогий вид, -

Высотные дома, дворы-колодцы,

Сижу на кресле словно инвалид, -

Мне лень ходить и лень со сном бороться...

 

Лишь звук воды тоску приносит мне,

Наверно кран на кухне не закрыла,

И грустно сохнет кактус на окне,

Который я опять полить забыла...

24.01.97г.

 

Разговор

Твой голос непонятный и чужой

Рвет нервы телефонных проводов.

А я живу щемящею тоской

И грустью подмосковных городов...

 

Как я? - Да почитай уж скоро год,

Как  счастлива... В душе моей покой,

Я по утрам с улыбкой на завод.

А вечерами радостно - домой...

 

Нет, - все в порядке... Почему одна?..

Вчера вот только я в гостях была...

Ты видел ночью - полная луна?..

Нет, что ты, замечательно спала...

 

Что? Голос грустный? Нет, все хорошо -

Недели пролетают словно дни...

В дверь позвонили. Кто-то там пришел,

Ну все, счастливо... Если что - звони...

 

 

                                                      Собаке Весте ~93г.

Ты вернешься ко мне, я знаю,

Мокрым носом уткнешься мне в руку...

Если б знала ты, как я страдаю,

Ненавижу нашу разлуку...

 

Я не верю, что больше не будет

Карих глаз, любопытно блестящих,

Сердце плачущее не забудет -

Всех ушедших, но настоящих...

 

Да! - я это теперь понимаю, -

Где-то слышала вроде я это:

Каждый друг, уходя забирает. -

Часть тебя часть огромного света!..

 

Позади у нас четыре года, -

Впереди, наверно, - вечность будет...

Видно так задумана природа, -

День пройдет и мир его забудет!

 

...Уже пол года, а потом и год,

И жизнь сама пройдет и не заметишь,

Открою дверь, но ты в дверях не встретишь,

Лишь тень твоя тихонько подойдет...

 

*     *     *

Я теряю за часом век.

Разбиваюсь из шага в шок,

Вы ошиблись - я не человек,

Я - котенок попавший в мешок...

И никто меня не купил.

Хоть пытались продать не раз.

Кто-то душу мою спустил.

Дохлой мышкою в унитаз!

 

Очищение через боль.

Покаяние через грех, -

Хочешь славы, ну так изволь-

Застрелись на глазах у всех...

Может, хочешь любви, так что ж, -

Подойди и купи сто грамм,

Я устала от пьяных рож

И от чьих-то душевных травм!..

 

Я умею любить врагов,

Но так трудно прощать друзей!

Не ликуй, избежав клыков, -

Ты погибнешь от рук людей...

Может гибельным стать рассвет,

Телефонный убить звонок,

И спасение как запрет,

Ляжет кошкой у сбитых ног...

 

И наступит грядущий день

На безжизненный тонкий хвост.

Тихо вскрикнет ночная тень,

Кто-то “двинет собой в полный рост”

Смерть сжимая в руках чемодан

На вокзале волнуясь ждет.

“Не за мною ли Вы, мадам? -

Жаль, - сегодня Вам не повезет!..”

24.07.97г.

 

Б.И.

Л И С Т

 Посмотри на меня!.. Тебе нравится мой наряд?  ...Да, это я -  желтый осенний лист. Правда красивый?.. “Да, но почему?..” - удивишься ты. Знаю, - желтый лист в мае - это странно!  Нет! - я не прошлогодний лист, просто...  Просто мне холодно... холодно без тебя... Но когда ты рядом - я почему-то желтею... Ну скажи что-нибудь! Скажи, например, что мне идет этот желтый цвет... или... скажи что он меня старит... Но ты молчишь... Ты не хочешь разговаривать со мной? Но... почему?.. Знаю! - ты просто не привык разговаривать с листьями. Но ведь мы не всегда делаем то, к чему привыкли и я тоже...  Ну, хорошо - молчи, если хочешь... Только смотри на меня... Смотри, как я грациозно танцую, играя с весенним ветром. А теперь, смотри, - я играю с тобой! - мимоходом касаюсь твоей щеки... Вот я уже лежу на твоей ладони... Я отпускаю ветер и остаюсь с тобой! ...Но зачем тебе желтый осенний лист? И я снова падаю... Но ветер больше не подхватывает меня и я лечу вниз... к твоим ногам... Вот меня уже и не узнать среди других таких же желтых и осенних... Таких же? - нет, не таких: каждый лист желтеет по своей причине, у каждого есть своя трагедия... Своя любовь или своя ненависть... О чем ты задумался? О судьбе глупых желтых листьев? Зачем ты остановился?.. Ну, - перешагни через меня, - это так просто... ты знаешь... Иди дальше, а я, - я уже не смогу подняться... Иди же!.. И не удивляйся больше тому, что весной так много желтых осенних листьев...

май 1996г.

 

 

АЛЕКСАНДР НИКИТИН

( г. Подольск)

 

ФАБРИКА

(драма)

 

Действующие лица

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч - штамповальщик прессовальной машины

С а ш а                                              - штамповальщик прессовальной машины

В е р а  И в а н о в н а                      - гладильщица

Ю л я                                                 - гладильщица

О л я                                                  - гладильщица

Н а т а ш а                                         - гладильщица

Л е н а                                               - гладильщица

М а с т е р

Л ю д а                                              - бывший мастер

Т а н я                                                - помощница мастера

А р х и п о в а                                   - помощница мастера

Е л е н а  И в а н о в н а                   - зам. директора

Д о с т о е в с к и й

 

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

А К Т  П Е Р В Ы Й

 

 В гладильном цехе

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Нетрудно раннее утро

Спутать с мертвенным вечером,

Тяжелая поступь которого

Пугает ангелов радости.

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Оставьте уныние ваше

И верьте в капризное солнце!

Посмотрите, даже усталый Саша,

Овеянный утром, смеется.

Вы хотите радости

Вера Иванна? Уйдем же

От нашей усталости

В полей золотистое ложе!

 

 

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Поверь, флегматично небо,

Если ты не захвачен игрой.

Толя! Предложи мне хлеба,

Мягкого хлеба с икрой.

 

М а с т е р

 

Оставьте празднословие ваше.

Пора, дорогие, работать.

Просыпайся же, томный Саша!

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Моя врожденная кротость

Любит тяжелый труд.

Оставьте свою игру.

 

 

А К Т  В Т О Р О Й

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

(Вере Ивановне)

 

Пленительны Ваши глаза,

Властные, они отражают свет.

Наверное, будет гроза.

Искупаюсь я в мягкой траве.

Освеженный, осмелюсь признаться

В моей к Вам любви.

Вы еще не видели моего танца,

В танце я особенно мил.

Я начну танцевать –

И слетит Ваша холодность,

А хотите стихи Вам начну читать

Про свою гениальную молодость?

 

В е р а  И в а н о в н а

 

А у тебя есть талант…

Ах, если б я была молодой…

Но я сегодня педант,

И дороже мне мой покой

Твоей испепеляющей страсти.

Оставь при себе свое счастье.

 

 

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Что ж… ухожу, посрамленный,

Не смог я твой огнь разжечь.

И хочет мой мозг утомленный

На томный диван прилечь.

 

 

А К Т  Т Р Е Т И Й

 

В гладильном цехе. Работы нет. Все скучают. Входит Е л е н а  И в а н о в н а – все оживляются.

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

(Елене Ивановне)

 

Как лебеди Ваши руки

По воздуху тихо плывут,

Я не ведаю более скуки

И не верю в седую мглу.

Вы обвенчались с грацией,

И Вселенная даже не знает:

То ли от радости Вашей смеяться ей,

То ли от света Вашего таять?

 

В е р а  И в а н о в н а

(Елене Ивановне)

 

Не слушайте его речи,

На его совести загубленных женщин сколько!

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

(Вере Ивановне)

 

Зачем же твой взор такие молнии мечет?

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Я не буду молчать! Я комсомолка!

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

(Вере Ивановне)

 

Не смейте меня ревновать,

Ведь Вы же мне отказали.

 

М а с т е р

 

Только не надо спать

В тумане своей печали!

В е р а  И в а н о в н а

 

Спасена  моя добродетель,

Не вверглась я в лоно разврата,

И сам господь Бог – свидетель,

Я этому очень рада,

Хотя мне ведь так хотелось

Остаться с тобой, Искуситель!

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Так в чем же, любезная, дело?

 

В е р а  И в а н о в н а

(не слушая)

 

Я спасена! О, спаситель!

(падает на колени, рыдает)

 

Конец первого действия

 

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

А К Т  П Е Р В Ы Й

 

XVIII век. Монастырская келья

 

М о н а х и н я   Ю л я

 

Устала я от смиренья,

Устала я от молитвы.

В груди моей снова томленье

И хочется, дерзкой, битвы.

Ангелы кроткие прячут

Лица, умывшись росой –

И вот – один из них плачет –

Моей он напуган грозой.

Давно уже не хочу я

Жить в нашей келье постылой –

И ветер утренний чует,

Что сердце мое не остыло.

Меня манят просторы полей –

Не ласки Бога безликого,

Дьявол! На нас излей

Страсть урагана великого!

 

 

 

Старшая монахиня В е р а  И в а н о в н а

 

Богохульствовать ты не смей!

И впустую терзаться.

Демонической страсти не пей, -

Мы должны все Бога бояться!

 

Монахиня Л е н а

 

Мне все равно, дьявол иль Бог,

Надоело мне рано вставать.

Ах, если б кто-нибудь смог

Дать мне побольше поспать.

Хочется в отпуск мне,

Устала я от молитв.

Я душу продам сатане,

Если избавит от них.

 

М о н а х и н я  О л ь г а

 

Вот так всю жизнь нам придется

Не спать, соблюдать посты,

Когда же в нас демон проснется,

Золотые явив черты?

 

Старшая монахиня В е р а  И в а н о в н а

 

Ну, что вы, сестры мои,

Не надо так огорчаться –

Мы в лодке Христовой любви

Сможем в блаженство умчаться.

 

М о н а х и н я  Н а т а ш а

 

А мне здесь, в принципе, нравится –

Регулярно и вкусно кормят.

И рядом так мило купаются

Ангелов светлые сонмы.

 

М о н а х и н я   Ю л я

(в исступлении)

 

Явись же, призрак желанный,

Страсти на нас обрушь.

Мы сыты святым обманом

И кротостью мелких душ!

 

Небеса отверзаются, дьявол опускается в келью. Монахини в смятении. Когда демон приблизился, оказалось, что это – А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч. Старшая монахиня В е р а  И в а н о в н а падает в обморок.

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Я демон – изгнанник,

И в плеске листвы

Ваше стенанье

Забудете вы,

Скорее летим

В танцующий ветер!

 

 

Демон А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч превращает монахинь в сирен и переносит их в наше время.

 

 

А К Т  В Т О Р О Й

 

Конец XX века. Гладильный цех

 

А р х и п о в а

 

Ты в вечной гармонии,

Я в поисках совершенства,

Твои золотые симфонии

Утратили былое блаженство.

О, Богоматерь!

Не принимаю я  этот мир,

Я с Богом в разладе –

Но ты меня все же пойми!

 

Становится вдруг светло, появляется Богоматерь, и мы узнаем в ней Е л е н у  И в а н о в н у.

 

Е л е н а  И в а н о в н а

 

Я знаю, кто тебя мучает –

Анатолий Григорьевич – демон,

Его накажу я при случае…

Кстати, где он?

 

Сирены выносят трон, на котором восседает А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч, Его Величество Дьявол.

 

С и р е н ы

(поют)

 

Нету гармонии,

Есть только страсть

В танце агонии

Познай его Власть!

Он – чрево вулкана,

В глазах его – огнь,

И в вязи тумана

Всегда светит он!

 

А р х и п о в а  готова отдаться демону – но  Е л е н а И в а н о в н а  переносит ее в монастырскую келью, в XVIII век.

 

А К Т  Т Р Е Т И Й

 (в келье)

 

А р х и п о в а

 

Здесь так прекрасно.

Здесь светит лик

Священно-ясный

Его земли

Нас примет Рай!

Нас примет Бог!

Ура!  Ура!

 

И вдруг откуда-то слышится пронзительный крик демона:

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

И все-таки я с тобой!

 

Конец второго действия

 

 

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

 

А К Т  П Е Р В Ы Й

 (в цехе)

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Добродетель, мораль и долг.

Эти слова раздражают мой слух.

Наше тело – немеющий морг,

В котором томится дух.

Нас обступили стены,

Чего ждать еще нам?

Женщины, будьте мужьям неверны!

Мужчины, изменяйте женам!

И вернется былая легкость,

И дух наш опять затанцует.

Моя врожденная зоркость

Свободу великую чует.

Будем же все – смеяться,

Духу тяжести вызов бросим!

Отчаянье наше убраться

Из цеха культурно попросим.

В е р а  И в а н о в н а

 

Саша, не слушай его,

Твою не щадит он невинность,

В глубинах сна моего –

Мне юность его явилась.

 

Ю л я

 

Я в школе дерзила учителю,

В своей дерзости я была стойкой.

Если б меня вы видели!

Я горжусь, что мне ставили – двойки!

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Боже, куда я попала,

Не выдержит разум мой,

Я в цехе совсем потеряла

Свой милый, уютный покой.

В ком же спасение наше?

Не убежать от растленья.

Не слушай их, скромный Саша,

Не в них твое, милый, спасенье!

 

С а ш а

 

Вчера мне приснился сон, который сном, быть может, и не был. Волнуемый каким-то предчувствиями, я зачарованно смотрел в угрюмо молчавшее небо, потом перевел взгляд на поляну, удивившись плеску деревьев. В середине поляны я увидел Анатолия Григорьевича – это он сообщил поляне веселость, потом властным взвивом руки он – разъял небеса.

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

То, что ты видел, не было сном, просто после работы затекли руки, и я решил размяться. Немного пожонглировал звездами.

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Жонглировал звездами? Вот хулиган!

Я знала, что он такой!

Ну, разве неясно вам?

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

А я еще могу быть рекой!

 

Слышится журчание. В е р у  И в а н о в н у  скрывает туман. Туман рассеивается, и все видят двадцатилетнюю девушку. Проходит день.

А К Т  В Т О Р О Й

(в цехе)

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Ликует солнце,

Танцует день.

Мой мозг смеется,

Работать – лень.

О,  лист березы,

Влюбленный в синь,

Свои, ты, грезы

В цеху раскинь!

 

Работницы заинтригованы омоложением  В е р ы  И в а н о в н ы  и хотят, чтобы их желания тоже исполнились: у станка  А н а т о л и я  Г р и г о р ь е в и ч а  выстраивается очередь. Первой оказывается  Л ю д а.

 

Л ю д а

 

Пустые сомненья –

Мне это ново.

Летит мгновенье –

Безмолвно Слово,

Что образ может

Мечты поймать,

И Слово ложью

Не должно стать!

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Хаоса чую

Великий шаг.

 

В с е

 

Хочу! Хочу я!

 

Л ю д а

 

Молчит душа…

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч  становится облаком, взлетает вверх и тает в мнимо бесстрастном небе…

 

Конец третьего действия

 

 

 

 

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

 (в цехе)

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Хочется завтра проснуться

И не знать, что работаю здесь,

Хочется мне окунуться

В искушающий свежестью лес.

Так нет. Созерцай утюг.

И юбок черных смятенье.

Удручающий сердца стук

Множит в цеху томленье

Желаний навязчивых вязь

Утомляет мой мозг.

Толя, увижу ли Вас

В светах игривых звезд?

Да, Толя, говорю Вам, - Вы

Поразили величием.

Вас в ореоле листвы

Баюкают песенки птичие.

Вы растаяли в небе сверкающем,

Как не хватает мне Вас.

Вы – ангел, жеманно смывающий

Со всяких понятий грязь.

Небо, о, небо манящее,

Тебя не могу я обнять.

О, небо, свободу дарящее,

Долго ли мне стенать?

 

Ю л я

 

Мы все ведь печалимся. Облако

Танцующе пенится, нам

Его не хватает облика.

Смотрите, взошла луна,

Она ведь тоже тоскует

О Толе, небесном принце,

А небо луну целует,

Не спится небу, не спится!

 

О л я

 

Вере Ивановне-то что волноваться –

Ее он исполнил желанье.

С нами ж не стал он считаться –

Растаял в тумане!

 

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Не нам судить высших!

Если ты слышишь, Толя,

Толя, если ты слышишь,

Лгать более не в моей воле.

Жить я не могу,

Не окруженною твоим вниманьем,

Больше я никогда не солгу –

Развей же мое стенанье!

 

Н а т а ш а

 

А помните, как в монахинь он мило

Нас обрядил?

В нём ведь – большая сила.

 

В е р а  И в а н о в н а

 

В нём много сил!

 

Л е н а

 

Ну вот, зарядили! Хватит стонать!

Толя – мистификатор проклятый!

Уши устали, не мудрено устать,

Отведайте, уши – ваты.

 

Затыкает уши ватой, чтоб никого не слышать.

 

Л ю д а

 

Я с вами прощаюсь, милые,

Я в цех другой убегаю.

Небо собирается с силою,

Солнце в себе купая.

Не волнуйтесь, подруги, явится

Анатолий Григорьевич нам.

Недаром лукаво скалится

Любовница его – луна!

 

 

А К Т  В Т О Р ОЙ

 (в цехе)

 

Все скучают, как вдруг, лучом стучась в окно, падают  А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч  и               Ф. М. Д о с т о е в с к и й.

 

 

 

Д о с т о е в с к и й

 

Анатолий Григорьевич, спасибо,

Помогли мне покинуть острог.

Вы – демон злорадный, либо...

Либо – великий Бог!

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Я ни то ни другое. Учитель

Говорил мне, что я – хулиган.

Федор Михалыч, простите,

Если плохо ответил я Вам..

 

Л ю д а

 (Достоевскому)

 

Скажите, Великий, зачем

Люди  несчастливы в счастье?

Рассудок мой бедный нем –

И в страсть не умею упасть я.

Кто же мне даст ответы?

Вы! Вы! Только Вы!

Безмолвно ведь жаркое лето,

Хоть ласковы взвивы листвы.

Хочу знать, кем я в будущем буду,

Ведь помыслы мои не постыдны?

Будте милосердны, явите чудо!

 

Д о с т о е в с к и й

(исчезая)

 

Вы слишком, дитя, любопытны.

 

О л я

Толя, желанье исполни,

Нас ведь немного совсем,

Нашей усталости волны

Взывают к твоей грозе!

 

Л ю д а

 

Я поняла, что мне надо:

Я хочу говорить с Богом.

Отдохнуть в тенях его сада…

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Хорошо. Только недолго.

 

А н а т о л и й   Г р и г о р ь е в и ч  становится Богом.

 

Б о г

(Люде)

 

Я верю в твое великое стремление,

Но стремление сие не имеет облика.

В тебе нет дерзновения

И поэтому вся ты – как облако.

На коем покоятся души растений,

Ведь ты  - открыта гармонии,

Ты – синтез великих творений,

Но, увы, только в теории…

 

Л  ю д а

 

Расплывчато, тем не менее – лестно,

Но я не удовлетворена, если честно…

 

Бог становится  А н а т о л и е м  Г р и г о р ь е в и ч е м.

 

В е р а  И в а н о в н а

(Анатолию Григорьевичу)

 

Я хочу, чтоб ты меня любил,

Как юноша двадцатилетний любит.

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Ты, знаешь в юноше много дьявольских сил,

И дьявол в юноше – тебя погубит

.

В е р а  И в а н о в н а

 

Ужель он мою невинность

Ни во что не ставит тогда?

Толя, я разозлилась,

Иди-ка, ты, милый, сюда.

Моё желание тебе чуждо,

Потому что ты с детства развратен,

Исполнять желания моего не нужно,

Если ты с Богом в разладе!

 

Уходит.

 

 

 

 

 

Т а н я

 

Я согласна с Верой Иванной –

Бежим от развратных мужчин,

Мне видится тень обмана

В каждой из их личин!

 

 

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

А тебе что надобно, Оля?

Говори, не стесняйся меня.

Сделаю всё, что в моей воле.

 

О л я

 

Я хочу очень яркого дня,

Чтоб не было скучно мне,

Уставать чтобы я не могла,

Чтобы даже на черной стене

Интересная жизнь была.

 

А н а т о л и й  Г р и г о р ь е в и ч

 

Я из облака выстроил мост,

Ступи на него – и вверх – к небесам…

Будь же хозяйкой звезд,

А хозяином буду я сам!

 

Оба исчезают.

 

В е р а  И в а н о в н а

 

Ну, вот он опять исчез,

Придется опять его ждать,

Глядеть на скучающий лес

И снова, и снова стенать…

 

Занавес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦЕССА ПОЛЕЙ

(поэма)

 

I

О, этот воздух разреженный,

О, сила оснеженных гор!

Там, в облаках изнеженных –

Царица бесстрастных зорь!

Юлиана! Свой свет эфирный

В нас, суетливых, излей!

Даруй нам полет надмирный –

Принцесса гордых полей!

                    ___

 

Пастух созерцает зори,

Рад, что в милой глуши живет.

Когда-то забыл своё горе –

Пленился плеском души ее.

Юлии поступь легка,

Сравнима лишь с танцем листвы,

Ее взор проницает века,

Молнит тихую высь.

Окруженная лесом поляна

Не тронута дерзким ветром –

Вы царите здесь, Юлиана,

Пастухи Вам приносят жертвы.

Красивы руки принцессы –

Лишь солнце целует их.

За пределы мрачного леса

Проникает очей ее вихрь.

Но утратит силу парение –

Радостной долго не быть ей.

В пределах ее видения

Случилось одно событие.

 

II

Оторвался от ветки лист,

Ее он коснулся щеки –

Юлианы бесстрастный лик

Помрачнел от его тоски.

Померкло весёлое солнце,

Тени прокрались в лес.

“Юля, за мною крадется

Странно хохочущий бес.

Я не могу обернуться,

Боюсь увидеть его.

Тени холодные рвутся

Растерзать моё естество.

А было весёлое время,

Мой трепет пленял людей.

Дарил любовь мою всем я.

Царица, тоску мою свей!

Мрачны глаза небес,

Яви своё волшебство.

Странно хохочущий бес…

Боюсь увидеть его!” –

Так плакал лист погибающий,

Сброшенный деревом стройным.

Смеялся восход расцветающий,

Обнажив влюбленное лоно.

 

III

Ивы припали к земле –

Скорбь в утонченных линиях.

Укрылся от неба лес

Сверкающим страшным инеем.

Лишь звезды игривым блеском

Тревожат уснувшее небо.

Ветвей ласкающим плеском –

К солнцу взывает верба.

Оставила Юлю радость,

Осунулся мрачный лес.

Царицы душа расплакалась

В стеклянном храме небес.

“Юля теперь не смеется,

Оставила Юля нас,

В глаза светлокудрому солнцу

Теперь не смотрит она” –

Роптали так белые ивы,

Одни средь уснувшего леса,

А месяц купался красивый

В дрёме прекрасной принцессы.

И мир бы уснул вовсе,

Но Боги развеяли скорбь,

Юля встала, а после –

Растаяла снежная топь.

                 ___

 

Ветер всё злей и злей,

Только бы выжить нам.

Принцесса гордых полей!

Скажи, чтоб взошла луна.

Юля взмахнула рукой –

И ночь поперхнулась светом.

Омой же нас, о, покой,

Покой светозарного лета!

 

 

IV

Пастух встречает рассвет

И песни поет счастливый.

Он шепчет легкой траве

О прелестях юной ивы.

Юля, проснись с поляной,

Недолго тебе быть эфиром,

Я вижу, ты очень устала

Простирать улыбку над миром.

Усни и печаль излей

В богов проходящих лица.

Да, принцесса полей, –

Суждено тебе завтра родиться!

 

 

 

ДМИТРИЙ ПУСТОВАЛОВ

(г. Мирный, Якутия)

 

ИГРА

Открой, отпусти. Душно.

Натоплена печь, кипит вода.

Кричи, не кричи. Скушно.

Игра.

Игра стоит свеч. Погасла

Свеча иль в небе звезда.

Потемки – душа. Красным

Прольется игра.

Белым  прольются слова. Строчки

Режут пустыню листа.

Но непременно в сроки

Окончится эта игра.

 

 

БОЛЬ

Дверь открыта. Песня спета.

Всё как прежде, да не так.

Завывает боль поэта,

Курит жадно натощак.

 

Зазывает боль всех в гости

Песнь допеть, но песня спета.

То от смеха, то со злости

Жгёт весну и дарит лето.

 

Дарит каждому по паре,

Дарит всех, кого не жалко:

Каждой твари, каждой швали.

Что такое? Вышла свалка.

Вышла куча. Мала куча.

Ноги, руки – всё на месте?

Боль поэта рвется в тучи, -

На земле одни лишь крести,

 

Иль кресты, да всё едино.

На кресте распяли Бога.

И вина красна, как вина.

Ведь поэт – дитя пророка,

 

Иль порока. Вместе с Богом

На кресте распято слово.

Боль поэта судит строго.

Как до боли всё знакомо!

 

*          *          *

Известны правила игры,

В них ничего не изменилось

С тех пор, как в небе появилось

Мерцанье звезд и блеск Луны.

Мерцанье звезд и блеск Луны…

 

Их изменить не в силах мы.

Пытались это и до нас,

Пытались, только каждый раз

В попытках разбивали лбы.

В попытках разбивали лбы…

 

 

…И в пытках раскрывали рты.

Но ничего не изменилось.

Как быть должно, так и случилось.

Всё те же правила игры.

 

*     *     *

Схема проста: смерть.

Смех на устах – мех.

Медь греет грудь. Петь

Грустную песню – грех.

 

Можно не петь совсем:

Совесть нужна не всем.

Мести места известны:

Смерть мне. Но пелись песни.

 

ОСЕНЬ

Осень, родная душа – потемки.

Потомки не вспомнят о нашей связи.

Перспективы зыбки, надежды ломки.

Из твоей грязи пробраться в князи.

 

Осень, твое золотое время

Не так уж и безмятежно, даже:

Я давно эту мысль лелеял

Не было мятежней костра и краше.

 

Осень всегда украшала огнями

Души людей, разжигала страсти,

Сжигала в кострах «тех, кто не с нами»,

И помогала жаждущим власти.

 

Осень, деревья – твои холопы,

Не выдержав тяжести твоего злата,

Сперва боязливо подняли ропот,

Потом, взбунтовавшись, покрыли матом.

 

Осень, тебя и твои законы,

Законы рожденья и смерти жизни.

Так пусть нас обоих склюют вороны:

Быть может, какой-нибудь прок Отчизне.

 

ПОЭТ В РОССИИ

Поэт поэту больше, чем поэт.

Тем более в России, где плюют

На всё и вся. Суда в России нет,

Да без суда достаточно дают.

Здесь вся надежда лишь на Высший Суд.

Здесь по уму встречают, после бьют.

Бьют тоже по уму, а не за бред.

«Поэт в России больше, чем поэт!»

Поэт не врет, пусть в черно-красный цвет

Он перекрасил зеркала, но он не свят.

Святой в России более, чем свет.

Хотя здесь рядом всё: и рай, и ад.

Душа же убежала аж до пят.

Друг другу каждый враг, но каждый брат.

И так на протяженье многих лет:

В России, что ни гений, то – поэт!

 

АКРОСТИХ

Деваться некуда,

Игре пришел конец.

Моя удача повернулась задом,

А в небесах небесный мой отец

Пытается казаться только братом.

 

Удача отвернулась от меня, -

Стих, не родившись сразу умирает.

Тоскливо на душе, в ней нет огня.

Ответы есть, - вопрос никто не знает.

 

Винить в том некого…

Архангел Гавриил,

Листая рукопись, ругается словами

Отборными, но Бог его простил;

Вот только я прощать его не вправе.

 

 

KIR

Мещерский континент

(продолжение )

 

Глава 10

            Они стояли посреди деревенской улицы, полной грудью вдыхая чистый свежий воздух. Их переполняло ощущение свободы, счастья и полного пофигизма. Они были предоставлены сами себе, могли идти на все четыре стороны и делать все, что им заблагорассудится. После серой и скучной жизни дома, где все известно наперед, обыденно, неинтересно, они с упоением внимали всему шквалу новых ощущений. И главное то, что это было только начало!

            Дойдя в своих мыслях до этого момента, каждый, размышляя логически, вспомнил, что когда-то будет и конец, а о нем лучше не думать. Все встряхнулись, посмотрели друг на друга, и Пашич сказал:

            - Ну что, пошли, что ли?

            - Пошли, - ответил Вовка. - А куда?

            Еще в автобусе добрая тетушка сказала им, что от деревни до Великого озера есть дорога. Когда же Дима заметил, что на карте ее нет, Кир увидел возможность вновь блеснуть своими познаниями и начал объяснять ему, сколько литров выпивают картографы, прежде чем рисовать карты.

            Итак, взвалив на плечи рюкзаки, они двинулись в указанном направлении.

            Организаторский ум Димы подсказал ему одну идею, которую он сразу же высказал вслух:

- Я думаю, нам нужно выбрать командира.

            - Ни фига! - заявил Дэф. - У нас демократия!

            - Ты хотел сказать - анархия?

- Да какая разница! К черту командиров! Все это ерунда! Командиры, негры и американцы - козлы! Всех расстрелять, перевешать и зарезать! И...

            - Дэф, Дэф, погоди! - встрял Шурик. - Что-нибудь одно. Все сразу не получится!

            - Надо постараться! - настаивал злобный Дэф.

            - Двадцать лет расстрела через повешение, - пробурчал Кир.

- Народ! Давайте все-таки выберем командира, - Пашич согласился с Димой. Сразу все замолчали - в командиры никто не хотел. Наконец Пашич, чтобы разрядить обстановку, предложил выбрать Кира. Тот сразу замахал руками:

            - Нет, нет, нет! Чуть что - сразу Кир! Не хочу!

            - А кто тебя спрашивает! - заявил Дэф, довольный, что на эту дурацкую неблагодарную должность выбрали не его. - Все за?

            Конечно, все были за и поспешили снять вопрос с повестки дня. Кировы полномочия были ограничены тем, что командовать ему было предписано только в маршруте и при постановке лагеря.

            - Ладно-ладно! - мстительно сказал Кир. - Заведу вас в болото к чертовой матери и утоплю!

            - Не-а! Не заведешь! Мы тебя слушаться не будем! - заявил Дэф. Тут же постановили, что Кира никто слушаться не будет, и на этом вопрос был исчерпан окончательно.

            За этим разговором они миновали деревню, и на окраине Кир объявил привал и перекус. Команда была выполнена моментально - все рухнули в пыль там, где стояли, и вцепились зубами в рюкзаки. Их можно было понять - с самого утра они ничего не ели. А Кир с удовлетворением отметил, что его все-таки слушаются.

            Когда, наконец, все расползлись по сторонам, Дима  вдруг засиял, как медный таз в полнолуние. “А что у меня есть!”

            Все на секунду вытащили головы из рюкзаков и вопросительно посмотрели на него. “Ну и что?” - иронично спросил Шурик, который единственный никуда не лез и ничего не развязывал, а сидел, прислонившись спиной к березке - ему было все по фигу. “У-у-у...” - мечтательно протянул Дима. Мол, не скажу, сейчас сами увидите. Он потянул зубами за веревку “колобка”. Из узла вылезла петля, похожая на капюшон очковой змеи, что-то прошипела и спряталась обратно. Узел стал заметно толще и заковыристей - видно, змея решила свить там гнездо, отложить яйца и вывести маленьких змеят. Дима склонил голову набок, и его лицо приняло озабоченное выражение. Он схватил зубами другой конец и изо всех сил потянул. Клубок зашевелился, из него вылез еще один веревочный хвост, хлопнул Диму по физиономии и свалил, извиваясь и шурша в траве. Вокруг Димы начал скапливаться народ. Посыпались советы: “Ножиком его, ножиком! За тот хвост дергай! Да не за тот!”

            Клубок все увеличивался. Видимо, у змеи начали вылупляться дети. Наконец, через полчаса  безуспешных попыток развязать узел он распался сам. Около десятка маленьких змеят, мордочки которых чем-то неуловимо походили на Диму, юркнули в траву. Их отход прикрывала, раздув капюшон, мама-змея. Все обалдело провожали взглядом семейку.

            - Ты нам это хотел показать? - поинтересовался Вовка.

            - Да нет... - растерянно отозвался Дима. - У меня там... эти... огурчики... - Дима повернулся к рюкзаку и засунул руку внутрь.

            Рюкзак осел, дернулся. Через край посыпалась картошка в количестве двух килограмм, которая немедленно построилась, рассчиталась на первый-второй и стройными рядами ломанулась в лес. Вслед за ней пытался свалить мятый помидор, но был остановлен и съеден бдительным Вовкой.

            - С ума сойти! - Шурик стоял на карачках с выражением крайнего замешательства на лице и заглядывал в Димин рюкзак. - У тебя там никого больше нет?

            В рюкзаке что-то зашипело и взорвалось. В воздухе сильно запахло дезодорантом. Шурик отскочил в сторону и начал тереть руками глаза.

            - Это от жары, - сказал Чесноков Д. и, стремясь, очевидно, поддержать свою репутацию ученого, понес какую-то научно-фантастическую чушь про солнечную радиацию и естественную быстротекущую мутацию. Дима сидел в сторонке в полной отключке и широко открытыми глазами смотрел в никуда. Остальные, плюнув на загадки этого безумного мира, отошли подальше от Диминого рюкзака и начали поедать припасы.

            Через некоторое время, когда все перекусили, передохнули, перекурили и выполнили все  остальные ритуальные «пере-», которые принято выполнять на привале, Кир отбросил в сторону окурок и скомандовал:

            - Подъем! Под рюкзаки! Пора!

            Ответом ему была тишина и гробовое молчание. Никто не пошевелился. Только воспитанный Дэф, чуть разогнав дремотный туман и приоткрыв глаза ответил: «Да пошел ты…» Беззлобно так вроде бы как констатируя факт. Он отвернулся на другой бок и снова задремал. Но тут к нему подкралась здоровая рыжая корова и приняв его, очевидно, за брата по крови, что-то громко и восторженно замычала ему в ухо, радуясь такой встрече. Дэф подскочил, ткнулся головой в коровью морду и выругался: «Тьфу, ты, бестолковая! Чего в ухо орешь?» Затем он потянулся и огляделся вокруг. Народ, разбуженный коровьим приветствием, тоже поднимался, сладко потягивался и нехотя брался за рюкзаки.

            -Ну, чего, пошли что ли, - зевая, предложил Шурик.

            По дороге в сторону деревни двигалось большое стадо, авангардом которого  и являлась рыжая корова. Та, в свою очередь, признав свою ошибку, бросила Дэфа на произвол судьбы и двинулась домой. Солнце клонилось к закату, и веселой компании следовало бы поторопиться. Но тут обнаружилось, что исчез Кир, причем исчез он без рюкзака и совершенно бесследно.

            -Обиделся что ли, - предположил Пашич. Все начали звать Кира и оглядывать окрестности. Наконец Шурик, как человек с развитой фантазией, посмотрел вверх и нашел Кира, сидящим высоко на березе и цепляющимся за тонкие ветки на самой верхушке.

            -Ты чего там делаешь? – полюбопытствовал Шурик.

            -Да я это… грибы собираю! – отозвался Кир, судорожно цепляясь за дерево.

            -А у нас радость! – улыбаясь, громко объявил добрый Дэфик. – У нас Кир с ума сошел!

            -Слезай! – посоветовал Вовка.

            -А то хуже будет! – пообещал Шурик.

            -Не-а… Я тут посижу. Тут хорошо!

            Практичный Чесноков Д., очнувшись от глубоких раздумий, предложил спилить дерево, но любитель природы Пашич, сказал, что ему очень жалко эту симпатичную березку, и что, вообще, лес портить не стоит.

            -Ты чего туда полез-то? – Дима, запрокинув кудрявую голову, всматривался в высоту, где на фоне голубого неба очень эффектно болтался перепуганный Кир.

            -Н-не знаю! Само как-то!

            По проселочной дороге, вслед уходящим сородичам, задрав хвост, во всю прыть неслась рыжая корова.

            Чесноков Д. начал развивать какую-то теорию насчет восходящих и нисходящих воздушных потоков, турбулентности и проч. Он предположил, что вся эта напасть вдруг собралась вместе в результате какой-то аномалии, которую он предложил назвать «аномалия Чеснокова», и занесла Кира на дерево. Дэф поинтересовался, почему же эта аномалия не занесла туда самого Чеснокова Д., и тут же, как человек справедливый, сказал, что в данном случае аномалию следует назвать «аномалией Кира», раз уж он оказался ее жертвой. Чесноков Д. заявил, что Дэф ничего не понимает, и что если он не заткнется сию минуту, то Чесноков Д. попросит эту аномалию забросить Дэфа не на дерево, а куда подальше. Они  начали препираться.

            Дима, вспомнив про говорящую картошку и ползающие веревки, взял рюкзак и потихоньку отошел от этого гиблого места. Вовка и Пашич начали наперебой рассказывать друг другу истории про альпинистов и пьяных электромонтеров. А Шурик, задумчиво глядя на Кира, прислонился к соседнему дереву и с ушедшим видом принялся сочинять новую песню, которая начиналась бы словами:

Не зверь не птица,

Летит и матерится.

            Прошло минут пятнадцать, и все эти интересные занятия были прерваны страшным гласом с небес:

            -Козлы, вашу мать! Да снимите же меня отсюда! – орал благим матом Кир.

            -Да запросто! Что ж ты раньше не сказал?!

            Он подошел к дереву и пнул его ногой.

            Раздался дикий вопль, хруст, грохот, и Кир очутился на земле, попутно очистив дерево от коры и веток сверху донизу. Тут сзади подкрался Дима, который составил свое мнение о названии и происхождении загадочной аномалии, и сказал одно слово: «Му-у!»

            -Митрич! Ты дурак что ль! Он теперь так просто оттуда не слезет, - сказал Чесноков Д. и снова принялся разглядывать Кира, сидящего на верхушке абсолютно гладкого ствола.

 

Глава 11

Дорожные глюки – последнее дело,

или Как зовут чайку.  

            Долго ли, коротко, но отправилась наша компания в дальнейший путь. Время было к вечеру, на душе было легко и спокойно, и прекрасное ощущение свободы всё более и более заполняло их души, вытесняя житейские проблемы и прочую суету. Ничто не мешало им созерцать окружающую красоту Мещерских лесов. Песчаная дорога уходила всё дальше и дальше, и конца края ей видно не было. Дэфик, по своему походному обыкновению, снял кеды и шлепал босиком по песку, тренькая на гитаре, завернутой в полиэтилен, отчего звук получался самый что ни на есть психоделический. Шурик с Пашичем тащили баул со спиртным и радостно рассуждали о том, как они будут всё это пить. Остальные шли налегке, не считая, конечно, здоровых рюкзаков со всяким барахлом. 

            Леса сменялись полянами, поросшими густой высокой травой, поляны – лесами, а лучи вечернего солнца довершали эту картину, создавая ощущение полной идиллии.

            Так шли они долго, размышляя каждый о своем, о вечном, пока Дима не остановился, как вкопанный и начал вертеть своей кудрявой головой. В него сходу врезался размечтавшийся о чем-то Дэфик, а уж об Дэфика споткнулся Пашич:

            -Стоп-сигналы надо включать…

            -Погоди! Слышите?

            Все насторожились. Откуда-то справа из леса доносился шум, грохот, треск, как будто на них неслось стадо бешеных мамонтов. Шум  быстро нарастал и явно двигался в их сторону.

            -Татаро-монголы! – обалдело произнес Дима.

            -Кельты! – одновременно с ним сказал Дэфик и ухмыльнулся.

            -Мама! – испуганно сказал Шурик.

            -Или немцы, - завершил Кир.

            Грохот все нарастал, а они настолько растерялись, что и не подумали о том, чтобы куда-нибудь спрятаться. И тут…

            Справа на дорогу пулей вылетели Оксо и Витни и тотчас же исчезли в чаще с другой стороны, петляя между деревьями, как зайцы. Следом за ними неслась, наверное вся лесная фауна, попутно круша на своем пути флору. По образующейся просеке, за фауной вслед, с грохотом и лязгом летела пустая тачка. И низко над лесом, чуть поотстав, летел старый деревянный биплан, надрывно тарахтя и ежеминутно проваливаясь в воздушные ямы и колдобины. На борту крупными буквами было написано «Richard Bach, USA». Пилот, свешиваясь через край кабины, кидался в удирающих хухтамяков гаечными ключами, болтами и прочей дребеденью. Этот процесс он сопровождал нечленораздельными криками, из которых можно было разобрать только: «Я вам покажу Василий!!! Я вам покажу Милуцкий!!! Паразиты!!!» Почти под самым самолетом, по просеке, спотыкаясь и падая, бежали человек двадцать в ржавых немецких касках и лохмотьях цвета хаки. Размахивая ржавыми железками, отдаленно напоминающими автоматы, и с криками «Рашен фанэра! Рашен фанэра!» они пересекли дорогу и углубились в лес.

            На пару секунд воцарилась тишина, нарушаемая лишь удалявшимся хрустом падающих деревьев и тарахтеньем мотора.

            -Ужас! – промолвил Шурик. – Что эт-то…

            Послышался свист, конский топот, улюлюканье, и из чащи вырвалась толпа полуголых, заросших, узкоглазых людей, которые свистели, размахивали луками и тоже кого-то догоняли.

            -Черт! Да это же… - Шурик подался вперед.

            -Стой!!! – заорал Дэф, который понял, что и это еще не всё. Он едва успел оттащить Шурика за шкирку, когда дорогу пересекла очередная стая дикарей, которые тоже что-то кричали и чем-то размахивали. За ними по пятам несся Кот В Сапогах, умудряясь на бегу перематывать криво намотанные портянки. Выскочив на середину дороги, он заметил обалдевшую тусовку, и прокричал, прыгая на одной лапе и засовывая другую в сапог:

            -Мужики! Чего дают?!

            Кир медленно пожал плечами.

            -Черт! Хоть бы носки, а… - с надеждой пробормотал Кот и скрылся в чаще.

 

Лирическое отступление № 5

            Пожалуй, следует пояснить уважаемым читателям, отчего возникли вся эта беготня и бардак. Естественно, виной тому стали хухтамяки, затеявшие игру в салочки, а так как об игре этой они знали лишь понаслышке, то решили почему-то, что бегать нужно прямолинейно и равномерно. Увидев бегущих Оксо и Витни, некоторые представители мещерской фауны, которая в здешних местах отличается чрезмерным любопытством, решили разузнать, подобно Коту В Сапогах, чего дают, да и в чем, собственно, дело. Завидев их, хухтамяки, конечно же, перепугались и стали улепетывать во все лопатки, положив таким образом начало Нефиговой Великой Просеке (НВП). Следом за животными покатила и брошенная хухтамяками тачка, которая боялась оставаться одна. Звери же, убоявшись скрипящего и лязгающего предмета с длинными деревянными ручками, пустились наутек, заставляя Оксо и Витни бежать всё быстрей и быстрей. Но никто из них не замечал самолета. Кроме, конечно же, немцев. Не ведая о том, что война давно кончилась, они решили, что летящий на бреющем полете биплан, совершает очередной воздушный налет, и исполнившись священного страха пред столь грозной техникой, пустились бежать.

            А дальше всё просто. Соскучившиеся по степным просторам татаро-монголы, которым совершенно по фигу за кем гоняться, повскакали на коней и рванули следом, благо делать им, как всегда, было нечего. С тех пор, как они разобрали на куски сброшенную Хрущевым бомбу (в которой, кстати, забыли завести пружину настенных ходиков с кукушкой – на их основе был сделан часовой механизм) и понаделали из нее ножей, вилок и наконечников для стрел, скучающие степняки всё свое время убивали на игру в вышибалы радиоактивным урановым сердечником. Их очень забавляло, что осаленный сразу же начинал светиться в лесном полумраке, а черепами проигравших были освещены все землянки.

            По той же причине снялись с насиженного места и кельты, которым лишь бы побегать, посвистеть и поулюлюкать. Вот так всё просто, дорогие читатели. Я удивляюсь, как вы сами не смогли построить эту элементарную цепочку умозаключений.

            Кстати, наша компания на дороге тоже не смогла этого сделать, а потому все просто попадали в пыль там, где и стояли, от безысходности и удручающей собственной несостоятельности в области столь простой логики.

 

            Все сидели с ошарашенным видом, тщетно пытаясь осмыслить происшедшее, когда из-за деревьев показалась Важная Птица. Чайка кружила над дорогой, явно намереваясь приземлиться. Однако перед этим она вошла в штопор, выровнялась над самой землей, свечой взмыла в небо и сделала штук пять мертвых петель разного диаметра. И только после этого она решила, что хватит выкалываться и зашла на посадку. Приземлившись, она принялась измерять шагами отрезок, понадобившийся ей для посадки, и, отдельно, борозду, пропаханную в песке лапками. Очевидно, она осталась довольна результатами. Гордо вскинув голову, она направилась в сторону сидящей на песке компании. Метрах в пяти она остановилась и принялась чистить и разглаживать перышки, для придания им лучших аэродинамических качеств.

            Пашич, обнаружив в поле зрения очередной живой объект, с трудом сфокусировал зрение на важной птице и неожиданно для себя сказал: «Здрасьте!» и попытался отвесить галантный      поклон,  насколько это возможно для человека, сидящего на пыльной дороге, вытянув ноги вперед. Чайка на секунду оторвалась от своих важных дел для того, чтобы с подчеркнутым пренебрежением покоситься на людей и вновь принялась прихорашиваться. Вдруг она засунула голову под крыло и вынырнула обратно, держа в клюве кусочек картона. Чеканя шаг, она с надменным видом подскакала к Пашичу, кинула бумажку ему под ноги и вернулась на прежнее место.

            -П-простите, а ч-что п-пр-проис-сходит? – обратился вдруг Кир к чайке дрожащим голосом.

            Чайка вновь презрительно покосилась на него и буркнула что-то вроде: «Суета сует!» или «Черт его знает!» Затем вдруг развернулась всем корпусом в сторону Кира, вперила в него гневный взор и возмущенно воскликнула: «Мы еще посмотрим, кто здесь Василий Милуцкий!!!» и, словно газонокосилка вертикального взлета, рванула свечой с места прямо в зенит и вскоре исчезла в облаках.

            Пашич с отсутствующим видом протянул руку и поднял оставленную Важной Птицей бумажку. Бумажка оказалась визитной карточкой, в которой витиеватым готическим шрифтом было напечатано

 

 

 Генрих Боровик, чайка

 

 

 

 

 


 

Примечание автора

            Вот такие дела. А если вы читали и ничего не поняли, так сами виноваты – классику надо читать, а не ерунду всякую. А хухтамяки Оксо и Витни переселились сюда из  книги, ими же самими и написанной. Я подумал, что если они вместе с Ричардом Бахом и Чайкой По Имени… и так бродят по всему свету, то почему бы им не зайти в Мещеру – места-то ведь хорошие.

 

(продолжение следует)

 

 

Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают.

Гёте

 

 

 

 
 

Пишите, если хотите:

140090, Московская область, Люберецкий район

п. Малаховка, Ул. Комсомольская, д. 1, кв. 84

Сергееву Евгению

 

 

Hosted by uCoz